Аналав (греч. - воспринимать) - часть облачения монаха великосхимника, представляющая собой четырехугольный плат, перевязь, покрывающую спину, плечи и грудь накидку с изображением креста и других орудий страстей Христовых и с вышитыми словами молитвы. Имеет то же значение, что и параман монаха малой схимы. Аналав известен с 4 в. и первоначально имел практическое значение — он стягивал одеяние монаха, чтобы то не мешало ему во время работ. Первоначально аналав плели из веревки и из кожаных шнуров, поэтому на Руси аналав имел следующие названия: «плетцы» или «плети». До 17 в. аналав в православном мире имел широкое употребление, однако с конца 17 в. аналав исчезает из практики русской церкви, и сохраняется лишь на передней части одежды великосхимников. В греческой традици аналавы плетут из красных шнуров, и они используются по настоящее время. См. также - схима.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. ГРМ. Начало 20 в.
Шитье серебряными, золотными и шелковыми нитями, натянутое на деревянную основу.
18 х 13,6 х 2,2 см.
Схимонашеский образ, сформированный в русской православной церкви после реформ патриарха Никона: куколь с крестом и надписью молитвы Трисвятого на кайме, аналав с голгофским крестом и словами Евангелия от Марка (8: 34), входящими в обряд пострижения в схиму и объясняющими символическое значение этой одежды
Игуменья Александра и монахини-схимницы Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря в городе Бресте. На схимницах надеты аналавы
Аналав (накидка на груди, спине и плечах) на монахе-великосхимнике