Иконы у христиан всегда считалась святынями, и поэтому еще в давности верующие старались не касаться икон голыми руками, а покрывали руки сначала платом или полотенцем. Если икону вешали на стене или полагали на аналое, то в этом случае также под нее подкладывали покров или пелену.
Традиция использования пелен под иконы пришла на Русь из Византии, где пелены под иконы были неотъемлемой частью церковного убранства, а также использовались во время процессий. Византийские пелены чаще всего состояли из центральной части и каймы, нижний край иногда украшался бахромой. Средник пурпурного, малинового или красного цвета декорировался орнаментами, в центре часто располагался равноконечный крест. Обычно золотая кайма дополнялась жемчугом и драгоценными камнями. Лицевое шитье встречалось редко.
На Руси пелены подвешивались под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, размещаемые в храме на отдельном постаменте или в киоте. Древнейшие из сохранившихся пелен этого типа относятся к 15 в. У многих икон была не одна, а несколько пелен, иногда их число достигало пяти, что было результатом частых вкладов к одним и тем же наиболее почитаемым иконам. Иногда одна большая пелена подвешивалась горизонтально под несколько икон, но чаще всего под каждую икону подвешивалась отдельная пелена, которая спускалась до пола и ее ширина равнялась ширине иконы. Пелены под иконы подвешивались на металлических прутах или крючках, которые крепились к киотам или непосредственно к нижнему краю образа.
Почти у всех выносных алтарных икон были подвесные пелены, если выносная икона была двусторонней, к ней подвешивались две пелены.
Сюжеты вышитых пелен часто, но не всегда повторяли сюжеты икон, и предлагали вариации на тему живописного произведения. На пеленах отображался оклад с растительным орнаментом, по краю помещался также текст тропаря в честь праздника или святого, изображенного на иконе. Элемент облачений, одежд храма.
Из автореферата диссертации Арсения Петрова , посвящённой древнерусским пеленам.
Пелена подвесная "Крест на Голгофе", вложена царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1599 г. в Троице-Сергиеву лавру.
Голгофский крест выполнен из золотых круглых дробниц, на некоторых из них помещены крупные самоцветы: изумруды, сапфиры и турмалины, на других чернью выполнены изображения святых. Между дробницами с жемчужной обводкой также вставлены драгоценные камни в оправах
Пелена подвесная
Преподобный Макарий Желтоводский
Конец 16 в. (?).
Камка, атлас, шелк, шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями, жемчуг.
25 х 22,5 см
Пелена подвесная
Преподобный Иосиф Волоцкий
Последняя треть 17 в. Москва (?)
Атлас, жемчуг; шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями.
41,4 х 35,6 см.
Из ризницы Иосифо-Волоколамского монастыря
Пелена подвесная
Преподобный Александр Свирский
1580-е годы. Тафта, крашенина (подкладка); шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями. 39,5 х 39,6 см.
Из Александро-Свирского монастыря
Пелена подвесная
Богоматерь Одигитрия (Казанская) со святыми Гурием и Варсонофием Казанскими. Начало 17 в.
Атлас, холст; шитье серебряными и шелковыми нитями.
26,2 х 21,5 см
Пелена подвесная
Святые Василий Кесарийский и Василий Блаженный
Конец 16 в. Москва.
Тафта, холст; шитье золотными, серебряными и шелковыми нитями.
28,1 х 23,2 см